Законодательство

Туманные перспективы законодательных изменений в сфере риэлтерской деятельности

Не так давно Министерство юстиции лишило лицензии очередное риэлтерское предприятие. Подобной новостью – именно как новостью, нынче уже никого удивить нельзя.

19.04.2019eye 177

Отстрелы субъектов хозяйствования, начатые в 2016-м году и прикрытые вполне съедобным лозунгом о необходимости наведения порядка, стали буднями рынка; с ними смирились, как со стихийным бедствием, которыми они отчасти и являются – по последствиям своим.

Серьезным игрокам рынка не нужна махновщина, им ни к чему вседозволенность. Какой-то механизм по принуждению игроков соблюдать правила игры быть должен – это общий принцип для любой сложносочиненной системы; вне стройных правил она существовать и функционировать не может, она себя изживёт.

Представьте, во что превратился бы, к примеру, футбол, если бы на поле отсутствовали рефери, не было системы желтых и красных карточек и других форм воздействия на спортсменов. Развитая индустрия рухнула бы, а спорт, столь долго эволюционировавший, откатился к тому состоянию, в котором он пребывал на заре своего существования, когда представлял из себя не более, чем примитивную драку за мяч.

Поэтому идея о полной свободе для риэлтеров рассматриваться здесь не будет.

Даже вопрос отмены лицензирования, как таковой, не будет подниматься.

Хотелось бы обратить внимание вдумчивого читателя на вот какой факт: рынок риэлтерских услуг до и после введения лицензирования – это не два разных явления. С точки зрения качества услуг – это все тот же старый добрый рынок конца 90-х. Конечно, не во всем: технический прогресс изменил его, но только внешне; он обрядился в новый костюм, но не поменялся внутренне. Как таковое, включение риэлтерских услуг в перечень услуг лицензируемых никак не повлияло ни на «наведение порядка», ни на увеличение комфорта и безопасности для конечного потребителя, для гражданина, ради которого всё и должно делаться, по большому-то счету. Кто стремился работать качественно раньше, тот и после введения лицензирования этой привычки не оставил (пока!), а кто не стремился, и с введением дополнительного контроля полезной привычки не приобрел.

И нет никакого механизма поощрения игроков к тому, чтобы они захотели что-то улучшать, наоборот: налицо множество причин, которые буквально соблазняют добросовестные компании плюнуть на погоню за качеством – никому словно бы и не нужным – и начать работать цинично и по-звериному, дабы не проигрывать в конкурентной борьбе. Возможно, найдутся люди, которые захотят подискутировать со мной на эту тему: что ж, милости просим, поглядим, как это у вас получится! Но только это именно так.

Сделаем шаг назад и вспомним, ради чего всё затевалось.

Что написано в преамбуле Указа № 450 Президента республики Беларусь? Никто, конечно, не помнит. А я напомню, что Указ принимался с целью «дебюрократизации деятельности государственных органов, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в стране».

Достойная цель, согласитесь! Заслуживающая всяческого одобрения – и как общегосударственная, и как узкоотраслевая. Должная обеспечить новые возможности, как для граждан, как и для коммерческих структур, обреченная обеспечить возможности для развития, для прорывов!

Ну давайте рассмотрим, есть ли эти возможности – рассмотрим, что называется, на пальцах. На самых простых, примитивных, легких для понимания примерах.

Вот например, в упомянутом нами случае о прекращении деятельности лицензии очередного агентства по недвижимости, одним из поводов к этому послужило грубое нарушение законодательства о лицензировании, выразившееся в «передаче права на осуществление лицензируемой деятельности другому физическому лицу», т.е. выразившееся как бы в прямом нарушении п.351 Указа. За что же и наказывать, казалось бы, если не за такое? Но что это за «другие физические лица» и что за «осуществление лицензируемой деятельности» они успели произвести? А это вот что – и далее написанное не наше допущение, но прямо следует из текстов, размещавшихся в СМИ ранее – риэлтерские услуги «оказывал» потребителю не риэлтер, а «специалист по информационно-справочным услугам». Полагаю, для рядового потребителя, желающего, например, продать квартиру, нет никакой разницы, что там перед ним за фигура – специалист по риэлтерским, или по информационным услугам, он вообще не обязан вникать в эту чепуху, но с него что и взять – потребитель в тонкостях процесса дебюрократизации разбираться не обязан, на то есть органы. Которые и «разбираются», а «разобравшись», просто-напросто закрывают предприятия – за то, что в момент, когда потребитель подписывал договор, перед ним стоял не риэлтер, а, к примеру, курьер, чьё присутствие в уравнении «свидетельствует», что он осуществил «лицензируемую деятельность».

Что ж, давайте разбираться дальше, что конкретно он осуществил? Какую риэлтерскую услугу оказал? Вероятно, речь идёт о «письменном согласовании условий предстоящей сделки» - ведь никакая другая из поименованных Постановлением № 386 услуг больше сюда не подходит, и никакая другая услуга еще не оказывалась, да и эту услугу можно сюда вставить только как примерно подходящую, потому что по-настоящему она будет согласовываться только тогда, когда будет найден покупатель, которого еще и в помине нет, т.е. и она еще не оказывалась!

Так за что хлопнули агентство? Говоря просто, за то, что договор на услугу – ту, которой еще не было в природе! - заключал не тот, кто «должен» был.

В описанном случае отсутствовал факт грубого нарушения лицензионного законодательства – здесь и простого нарушения этого законодательства не было, потому что услуги (а это: организация рекламной компании, осмотров, согласование условий сделки, сбор документов, организация регистрации перехода права собственности и тп) не начинали оказываться.

А предприятие было закрыто за то, что процедура заключения договора на услугу была выполнена не так, как хотелось совершенно определенному ведомству. Но нарушение процедуры – даже если предположить, что она была – не повод для аннулирования лицензии. Но нормально функционировавшее предприятие: дававшее рабочие места, обеспечивающее поступление отчислений в бюджет, было закрыто практически ни за что.

И здесь есть о чем говорить. Да, есть требования законодательства перед заключением договора ознакомить потребителя с лицензией, страховым полисом и проч. Наверное, когда эти требования делались правовой нормой, подразумевалось, что эти документы достанет из-под семи замков сам директор и покажет потребителю. Но сейчас со всем этим можно ознакомиться дистанционно, вся эта информация есть в свободном доступе. Да, есть требования законодательства о том, чтобы договор составлялся в двух экземплярах, но нигде не написано, что есть запрет доставки текста договора курьером (или почтой, или чёртом в ступе!) до другой стороны для его подписания.

Да, изменение цены в договоре должно быть зафиксировано письменно. Но ст. 404 ГК РБ прямо указывает, что любая форма «связи, позволяющая достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору» - будь то хоть переписка по Вайберу – точно так же допустима, как и составление дополнительного соглашения с чернильной росписью потребителя.

Надеюсь, только этого примера достаточно, чтобы понять, что цель, ради которой принимался в 2010-м году Указ Президента: «дебюрократизировать, улучшить, упростить» не только игнорируется государственными структурами, она прямо подменена на цель противоположную – зарегулировать, закрутить, запереть и еще на всякий случай закопать. Вместо средства борьбы за качества усилием столоначальников институт лицензирования – дай Бог, чтобы только на этом рынке! – давно превратился в Дамоклов меч, и единственный явный результат его – вовсе не уменьшение энтропии, не «порядок», а чуть не до потолка заваленные кляузами и объяснительными столы сотрудников управления юстиции.

Данный материал не должен формировать у читателя впечатление, что вся ответственность за безрадостное состояние сферы риэлтерских услуг ложится на плечи лицензирующего органа. Лицензирующий орган работает в рамках текущего правового поля, в меру своего понимания контролируя исполнение законов. Но сегодня, в условиях изменившихся обстоятельств, которым эти законы перестали соответствовать, сохранение их требований прямой дорогой ведут отрасль в тупик.

И тут на ум приходит английская поговорка: «Там, где правила не позволяют выигрывать, джентльмены меняют правила». Необходимость менять правила давно назрела. Дело за законодателем.

Обсуждение

ADREX - Базовый нижний (карта)
pressed
ВХОД
РЕГИСТРАЦИЯ
E-mailПароль
Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Введите свой e-mail и вам на почту будет выслана ссылка для восстановления пароля

E-mail:Вернуться назад
Тип аккаунта
  • Частное лицо
  • Агентство недвижимости
  • Застройщик
ЛогинE-mailПарольПовторите пароль
Зарегистрироваться

Для регистрации компании свяжитесь с нами по телефону +375 29 66 99 112 или заполните форму

Название компанииВаше имяВаш E-mailВаш телефон

Для регистрации компании свяжитесь с нами по телефону +375 29 66 99 112 или заполните форму

Название компанииВаше имяВаш E-mailВаш телефон

При входе, вы принимаете условия

Пользовательского соглашения